Резкое распространение автомобилей в обществе в конце прошлого века обусловило необходимость усиления во всём мире требований к экологичности ДВС. Ряд нормативных актов заставил производителей разработать и внедрить сложные технические системы очистки отработавших газов, основными составляющими которых были электронные системы управления впрыском топлива и специализированные блоки доочистки отработавших газов – каталитические нейтрализаторы.
Все газы абсолютно нейтральны и безвредны – азот, водяной пар и углекислый газ. Но одним их наличием не обойтись, этого можно добиться только в хорошо настроенном двигателе, работающем в прогнозируемом стационарном режиме.
Во всех остальных случаях ДВС начинают выделять чрезвычайно опасные для человека химически активные вещества, окись углерода, углеводороды и оксиды азота.
Непосредственное уничтожение таких ядов в высоких скоростях и в требуемых объёмах практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены использовать известные из химии каталитические реакции для модификации содержащихся веществ на менее нейтральные.
В химии катализатор — компонент реакции, участвующий в процессе, эффективно ускоряющий его, но не расходующий себя.
Подробнее почитать об этом можно на https://www.km.ru/science-tech/2022/06/30/898520-chto-takoe-katalizator-i-zachem-nuzhen.
Некоторые автолюбители уверены, что машина работает ровно и без дорогого каталитического нейтрализатора. Так как последний нужен только для снижения вредных выбросов и, как говорится, не может повлиять ни на какие другие конструктивные особенности. Однако наличие и выход из строя катализаторов, наоборот, может мешать процессу. Так вот, автолюбители иногда любят избавляться от каталитического нейтрализатора как от ненужной детали, да ещё и зарабатывать на этом деньги.
Автомобиль действительно может работать без каталитического нейтрализатора, это не влияет на его управляемость и мощность. После того, как эта деталь утилизирована, транспортное средство продолжает работать, но внутренний выхлоп уже не соответствует стандартам, описанным в документе. Такая проверка возможна лишь на специальном стенде при осмотре.